Впервые с 2001 года чемпионом Молдовы по футболу стала не команда «Шериф» из Тирасполя, а кишиневская «Дачия», которую относительно недавно приобрел российский бизнесмен Адлан Шишханов.
Приехавший в 2008 г. погостить в гостеприимную Молдавию к небезызвестному молдавскому капиталисту Габриэлю Стати, Шишханов побывал на футбольном матче c участием команды «Дачии», где успел сообразить небольшую драку с одним из болельщиков футбольного клуба. Немного позже, после громкого скандала и небольших разочарований в гостеприимстве, Шишханов покупает футбольный клуб «Дачия» вместе с болельщиками и в срочном порядке начинает готовить его к чемпионству. Тогда Шишханову не поверили и с ухмылкой заявляли о его душевном нездоровье. Вода, однако, камень точит. В данном случае — футбол Молдовы точили деньги, которых в национальном чемпионате было не так много.
Стоит упомянуть, что средняя зарплата игрока Национальной дивизии Молдовы редко превышала 300 евро в 2008 году. Количество легионеров было минимальным, да и позволяли их себе в основном только лидеры чемпионата — тираспольский клуб «Шериф» и кишиневский «Зимбру».
Этот сезон был наиболее интересен с точки зрения зрительского внимания, симпатий и антипатий, финансовых вливаний и громких, а порой очень громких скандалов в молдавском футболе.
На горизонте «из ниоткуда» появился не только бизнесмен Адлан Шишханов, но и молодой молдавский миллионер Илан Шор, которому, волею судьбы, суждено было исполнить мечту своего ушедшего из жизни состоятельного и влиятельного отца Мирона Шора: в сезон
И эти две команды, на мой взгляд, стали основным возбудителем спокойствия тихого и унылого доселе чемпионата Молдовы по футболу, где лидером по умолчанию, на протяжении долгих десяти лет, оставался футбольный клуб «Шериф».
Изменили футбол, конечно же, деньги.
Легионеры «Дачии» и «Милсами» бессознательно противоборствовали патриархальной схеме, где все уже сложилось, и последние обязательно знали, кто станет первым. Команды выигрывали на удивление стабильно, не боясь по ходу чемпионата менять тренеров, докупать игроков и активно инвестировать в футбол.
«Дачия», получив доступ к практически неисчерпаемым для молдавского футбола богатствам Шишханова, стала чуть ли не объектом поклонения для средств массовой информации. Помимо практически всех выигранных игр, «Дачия» заняла серьезную часть на информационном поле Молдовы. Адлан Шишханов проявил себя и как достаточно грамотный стратег, инвестировавший не только в футбол, но и в его информационную составляющую.
И в этом году Молдова стала свидетелем шоу, где в ход шли не только кулаки болельщиков клубов, но и агрессивная риторика их владельцев, вполне схожая, впрочем, с риторикой политиков нашей небольшой-великой державы. Самым скандальным оказался Сергей Киселев, владеющий командой «Олимпия» из Бельц. Заявления, жесты, сделанные порой сгоряча и сходу, делали футбол настоящим кладом для журналистов и зрителей, соответственно.
«Дачия» все-таки стала чемпионом.
Цена вопроса, по оценкам разного рода экспертов , около
Но зачем, спрашивается, мишке погремушка?
Зачем Адлану Шишханову молдавский спорт, когда Россия в этом плане куда перспективнее?
Ответ мне показался удивительным, но простым, хоть и выдали мне его в демо-версии.
Молдова, оказывается, интересна своей бедностью, скромностью и небольшими размерами. В маленьком государстве, оказывается, очень просто делать свой бизнес большому капиталу. Легче приобретать, покупать и продавать. Российская команда в высшем дивизионе может быть по карману лишь миллиардерам. Зарабатывать на футболе очень сложно, но, все же, возможно.
И озвученная версия позволяет поразмышлять.
Оказывается, что для заработка на футболе достаточно сотрудничества с букмекерскими конторами, принимающими ставки на результат. Оказывается, что достаточно располагать грамотным менеджментом по всему миру, чтобы в один момент поставить нужную энную сумму на нужную команду и выиграть самым незатейливым способом миллион-другой. И за это не нужно платить ненадежным экстрасенсам.
В маленькое государство приходит большой капитал и покупает «большой футбол». «Кукловод», как у нас сейчас любят говорить, приобретает несколько клубов, а то и весь чемпионат, получая, таким образом, очень выгодный и нужный результат игр, когда того потребует ситуация...
«Куклы» бегают и получают зарплаты, журналисты — сенсации, болельщики — эмоции. И все довольны! Ведь ставки уже сделаны...